Антикварные подсвечники

Антикварные подсвечники

Поделиться

Westwing в прессе
Читать дальше

Антикварные подсвечники:фото, стили, идеи

Лучина, факел, масляная лампа – следующим звеном в эволюции осветительных приборов был подсвечник. Будучи в свое время высокохудожественной вещью, отлитой из бронзы или золота и украшенной богатым декором, подсвечник выступал важным атрибутом убранства храмов и дворцовых интерьеров. Антикварные подсвечники прежних веков порой не имеют цены – они относятся к интернациональному культурному наследию. Но отдельные предметы утвари XVIII-XX веков можно приобрести, правда, за немалую сумму. Более доступны искусственно состаренные подсвечники «под антиквариат», представляющие собой реплики изделий, созданных древними мастерами.

Этрусские антикварные подсвечники из бронзы

Первые подсвечники на территории древней Европы появились во времена греко-италийской эпохи (IX-I в.в. до н.э.) в культуре этрусков. Виртуозы по работе с бронзой, этруски создавали богато декорированные канделябры, по филигранности исполнения не уступающие современному литью из металла. Этрусский бронзовый подсвечник обычно состоит из длинного стержня, чаши для установки одной свечи (сальной или восковой) и массивной подставки в форме треноги.

Стержень антикварного подсвечника в этрусском стиле представляет собой миниатюрную копию греческой колонны, сужающейся к верху и украшенной тонкими вертикальными ложбинками – каннелюрами. Ствол канделябра может быть увит стилизованной лозой аканта с листьями. Излюбленный мотив антикварных этрусских подсвечников – фигурки людей или животных (хищников, змей), взбирающихся вверх по стержню или сидящих на треноге.

Основание италийских канделябров-подсвечников почти всегда стилизовано под лапы хищных или копытных животных, согнутые ноги или наклоненные фигуры людей. Акцентным элементом подставки для свечей часто служит статуэтка обнаженного античного героя, поддерживающего либо стержень антикварного подсвечника, либо чашу для свечи.

Антикварные подсвечники этрусской эпохи – бесценные произведения искусства, в считанных экземплярах представленные в музеях Западной Европы.

Древнеримские антикварные канделябры

Конфигурация, исполнение и декор антикварного подсвечника эпохи Древнего Рима (I в. до н.э.-V в. н.э.) практически полностью позаимствовано у этрусков – это бронзовый колонновидный стержень на треноге с плоским диском. Любовью римлян к помпезности и масштабности привела к тому, что канделябры приобрели более массивную форму по сравнению с этрусскими светильниками: их стержень стал толще, основание – габаритней. Декор римского антикварного подсвечника представляет некую смесь мотивов, традиционных для Месопотамии (шеду, грифоны), Древнего Египта (сфинксы, цапли), Этрурии (лапы хищников с накладками в виде листьев аканта и пальметт).

Некоторые канделябры Римской эпохи имеют выдвижной стержень, длину которого можно варьировать. Отдельные виды римских антикварных подсвечников, предназначенные для уличного освещения, изготовлены из резного мрамора. Существуют также переносные канделябры тех времен в виде бронзового дерева с чашами для свечей, подвешенными на тонких цепях к ветвям в разных уровнях.

Роскошь, присущая эпохе расцвета Римской империи, проявилась в богатой отделке всех предметов обихода, включая подсвечники. Помимо бронзы римляне использовали дорогие материалы: ценные металлы, драгоценные камни и минералы, редкие породы дерева. Канделябры были украшены выпуклым литым или чеканным орнаментом, инкрустацией из слоновой кости, черепахового панциря, оникса, золота и серебра.

Антикварные подсвечники Древнеримского периода принадлежат к культурному наследию мира – их можно увидеть лишь в качестве музейных экспонатов в Вене и Лондоне.

Старинные подсвечники XI-XIV в.в. н.э.

В Средние века все самое красивое в Европе создавалось для церкви: архитектура, скульптура, живопись, утварь. Канделябры были одним из главных украшений церковного интерьера – это были высокие подсвечники порядка 1.5-2.7 метров, а также небольшие переносные и подвесные светильники. Антикварные подсвечники-канделябры того периода изготовлены из литой бронзы или желтой меди, покрыты позолотой и эмалями. По своей форме они четко воспроизводят архитектурные элементы: базы, стволы и капители колонн.

Масштабные напольные подсвечники, отлитые для романских и готических храмов, обычно снабжены заостренным железным штырем, предназначенным для установки одной или двух свечей. Чаши под размещение свечей обильно декорированы объемным растительным орнаментом. Подставка подобных антикварных подсвечников Средних веков имеет трехгранную форму, восседающую на трех невысоких ножках в виде лап фантастических чудищ. Распространена и 7-рожковая конфигурация антикварных подсвечников, когда опорный стержень формирует серединную ветвь канделябра, вокруг которой ярусами располагаются еще шесть ответвлений.

Переносные церковные канделябры того периода отлиты из золота или сплава, включающего серебро, железо и золото. Посредине стержня переносного светильника всегда присутствует украшенный орнаментом шар для удобства посадки в руке. Изредка европейские мастера тех времен создавали канделябры в виде скульптурных изделий: сохранился антикварный подсвечник романской эпохи в виде бронзовой статуи в длинном одеянии с протянутыми вперед руками-чашами для свечей.

Антикварные подсвечники периода Возрождения

С течением времени канделябр долго не менял своей колоннообразной формы, архитектурной отделки основания и верхней части. Находясь в постоянной зависимости от архитектурных веяний, подсвечник периода Возрождения (XIV-XVI в.в. н.э.) приобрел тонкое изящество, аналогично тому, как готические здания переняли античные пропорции. Декор ренессансной утвари становится пышным и разнообразным – в ту эпоху на бронзовых подсвечниках появились вычурные завитки, резные украшения, а также миниатюрные фигурки святых, ангелов и фантастических животных.

Все элементы металлических антикварных подсвечников эпохи Ренессанса увиты растительным декором в виде гибких стеблей, загнутых цветочных лепестков, плодов и листьев. Характерны также украшения в виде сложной филиграни, рельефных арабесок и инкрустации. Достаточно часто канделябр той эпохи представляет собой скульптурную группу людей или животных, связанных воедино поясным лиственным или цветочным орнаментом. Несмотря на некое излишество, ренессансные антикварные подсвечники всегда отличает красота форм и нежность исполнения.

В те времена подсвечники были изысканной вещью, представляющей художественную ценность – они имели золотые и серебряные элементы, вставки из жемчуга, драгоценных камней, цветных эмалей. Значительную лепту в развитие ремесел эпохи Возрождения внес итальянец Бенвенуто Челлини, усовершенствовавший технологию литья металла и создавший множество высокохудожественных изделий из бронзы, золота и серебра.

Антикварные подсвечники эпохи барокко

Если декор антикварных подсвечников периода Ренессанса подчинен основной форме и дополняет ее, то орнаментика утвари эпохи барокко (XVII-XVIII в.в. н.э.) настолько богата и свободна, что она часто подавляет конструктивные линии изделия. Во времена Людовика XIV художественное достоинство канделябров и прочих изделий декоративно-прикладного искусства намного снизилось, так как была утеряна чистота формы – преобладал излишний декор, несоразмерный с габаритами предметов обихода.

Во времена эпохи Барокко интерес к литью из бронзы заметно угас, но стала модной утварь, отлитая из свинца, меди и железа. Медные подсвечники золотили и серебрили, чтобы создать видимость ценной вещи. Излюбленный декор для металлических антикварных подсвечников барокко – это рельефы из слоновой кости, украшения из цветного стекла, драгоценных каменьев и ценного дерева.

Достаточно распространенными в то время были столовые подсвечники и жирандоли из чеканного серебра с позолотой, а также полностью сделанные из слоновой кости или стекла. Напольные подсвечники часто вырезали из дерева и фрагментарно покрывали золотом.

Антикварные подсвечники и канделябры XVIII-XIX веков

Во времена Рококо вернулась мода на литье из бронзы, пришедшее в легкий упадок в барочную эпоху, и подсвечники приобрели утонченный рокайльный вид, напоминающий морскую раковину благодаря изысканному декору и золочению. Форма утвари перестала подчиняться архитектурным канонам и приобрела собственный стиль, характерной чертой которого стала замена всех прямолинейных очертаний изогнутыми и витиеватыми линиями.

Антикварные подсвечники из бронзы в стиле рококо сочетают в себе неправильные объемы, как бы случайно составленные вместе, но, тем не менее, образующие единое целое. Цветы, гирлянды, чаши изобилия, нагромождение извилистых контуров и завитков в сочетании со стилизованными раковинами всевозможных форм – настолько насыщен декор канделябров в стиле рококо.

С середины XVIII нарочито праздничный рококо начал увядать, пресытившись и истощив все свои возможности. В обществе нарастала тяга к естественности, и единственным выходом был возврат к классическим формам античности. При классицизме утварь снова начала подражать архитектуре. Треножники и стержни канделябров приобрели сдержанные и лаконичные абрисы, декором им служили кариатиды, гирлянды, стилизованный акант и прочие, характерные для древнеримского периода мотивы.

Антикварные подсвечники XIX-XX веков

В XIX веке на производство осветительных приборов значительно повлияло изобретение технологии тиснения жести на токарном станке и перенятая у китайцев манера лакировки декоративных изделий. С появлением механизированных методов обработки металлов производство подсвечников и другой утвари было поставлено на поток, обесценив эти, некогда бывшие художественными вещи. Тем не менее, августейшие особы продолжали заказывать канделябры, выточенные из слоновой кости, отлитые в бронзе и золоте, щедро декорированные перламутром, кораллами, черепаховыми вставками.

В это же время классицизм достиг своего высшего проявления в имперском стиле ампир, возникшем во Франции при правлении Наполеона Бонапарта. Классические колонны и пилястры, декор в виде сфинксов и грифонов, общая героическая направленность ампира нашла отражение в дизайне столовых и напольных подсвечников. Геральдика, лавровые листья, картуши – все элементы бронзовых антикварных подсвечников в стиле ампир покрыты лаком или золочением, подчеркивающим богатство и значимость интерьерного аксессуара.

Некая холодность и выхолощенность привели к быстрому упадку ампира, которому на смену пришел новый стиль – изысканно-флористический модерн. Гибкие текучие линии, присущие модерну, ярко проявились в дизайне подсвечников. Строгая линейность конструкции осветительных приборов в духе классицизма трансформировалась в причудливые ответвления, напоминающие фантастические растения, и в чаши для свечей, стилизованные под цветочные соцветия. Бронзовые антикварные подсвечники в стиле ар-нуво отличает покрытие в виде искусственной патины с характерным для старой бронзы зеленоватым оттенком.

Купить антикварные подсвечники для дома – это значит привнести в дизайн интерьера ноты старинного шика и эксклюзивности. И необязательно, чтобы все убранство помещения было выдержано в историческом стиле – антикварный подсвечник-канделябр может вполне выступить доминантным элементом на фоне современного дизайна в качестве раритетной вещи. Если Вы хотите приобрести для своего дома вещи в состаренном стиле «под антиквариат» по приемлемым ценам, посетите шоппинг-клуб WESTWING – в нашем каталоге постоянно обновляемый ассортимент уникальных интерьерных аксессуаров.