Лампа Тиффани

Лампа Тиффани

Поделиться

Westwing в прессе
Читать дальше

Лампа Тиффани:фото, стили, идеи

Секреты средневековых стеклодувов были утеряны в смутные времена. Однако на рубеже XIX–XX веков нашелся человек, который сумел возродить старинные традиции, изобрел новые методы изготовления цветных, матовых, сверкающих, прозрачных стекол и принцип их соединения в витражное панно. Этим человеком стал Луис Комфорт Тиффани, отпрыск основателя одноименного ювелирного дома, художник и новатор. Первая лампа Тиффани, созданная им из стеклышек, оставшихся после крупной картины, увидела свет в конце девятнадцатого столетия. Сегодня ее ровесницы продаются на аукционах и оцениваются в миллионы долларов.

Лампа Тиффани – это настоящий шедевр, плод кропотливого труда художников, стеклодувов, подсобных рабочих, вдохновленный самой природой. Каждый экземпляр создавался вручную, с применением некоторых механизированных этапов, но всегда по индивидуальному эскизу. Сам хозяин мастерской уделял немало времени подбору и созданию стекла нужных оттенков, в производстве которого использовались различные красители и окиси металлов.

Лампа Тиффани Лампа Тиффани (2)

Традиционная техника изготовления

На складах компании хранились сотни образцов богатейшей цветовой палитры кафедрального, античного, опалесцентного и ирризирующего стекла. Каждый витражный абажур состоял из сотен мелких деталей. Частицы витражной мозаики разнообразных оттенков, фактур (гладкие, волнистые), блестящие, матовые, обладающие акварельным эффектом и преломляющие свет под необычным углом, позволяли создавать настоящие миниатюрные картины. Особенно реалистичными получались изображения поверхности воды или листвы, на которой играют солнечные лучи.

В мастерской Тиффани создавались не только полноценные витражи и настольные лампы, но и напольные светильники, и яркие бра, и потолочные люстры. При этом сюжеты картин не повторялись, а часть изделий и вовсе производилась по индивидуальным заказам и стоила недешево даже по тем временам.

Объединяла все эти шедевры техника скрепления витражных стеклышек. До Тиффани в витражных мастерских применялся метод свинцовых прутьев, которыми оборачивался каждый из стеклянных элементов. После они спаивались между собой. Однако художнику этот способ казался чересчур грубым, и он решил заменить свинцовые прутья полосками медной фольги, которые скреплялись при помощи олова. Этот метод позволил создавать изделия любой формы из самых мелких кусочков стекла.

Лампа Тиффани (3)Лампа Тиффани (5)

Характерные особенности

Чаще всего в основу сюжетов, изображаемых на витражных абажурах ламп от Тиффани, ложились природные мотивы: пейзажи, натюрморты, цветы и растения. Вдохновение художник черпал в старинных церковных витражах, увиденных во время путешествия по Европе и собственном видении окружающего мира. Тиффани в какой-то мере стал основоположником американского направления стиля модерн, который как раз входил в моду на рубеже веков.

Художникам-модернистам было свойственно тяготение к природным началам, что нашло свое отражение и в дизайне интерьера, где витражи играли чуть ли не первую скрипку. А чудесные лампы Тиффани, способные любому помещению придать сказочную атмосферу, в мгновение ока покорили просвещенную публику, будучи представленными ей на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Еще одно характерное отличие фирменных изделий американского бренда – это изящная стойка из бронзы с инкрустацией, мозаикой или просто имеющая красивую фантазийную форму. Сами абажуры тоже не всегда были конусообразными, среди изделий Тиффани встречаются лампы с круглыми, овальными, пирамидальными, фигурными плафонами.

Лампа Тиффани (4)

Последователи великого мастера

Настольные лампы Тиффани, произведенные именно в легендарной мастерской в начале прошлого века, сегодня приобрести практически невозможно. Отдельные экземпляры хранятся в музеях и частных коллекциях, а те, что выставляются на продажу на престижных аукционах, стоят многие сотни долларов. Однако дело мэтра продолжает жить и технику Тиффани активно используют частные ювелиры, витражные мастерские и многочисленные компании по всему миру.

Самые качественные светильники, люстры и бра Тиффани производятся по запатентованной технологии под тем же брендом на крупных фабриках Италии, Испании, Австрии и Германии. Если Вы всерьез задумались о покупке настольной лампы, украшенной изящным витражом в стиле Тиффани, обратите внимание на продукцию проверенных производителей. Такой предмет интерьера прослужит Вам верой и правдой долгие годы, не требуя чрезмерных капиталовложений и соответствующего окружения в виде антикварной мебели, старинных зеркал и картин в золоченых рамах, как пристало бы подлиннику.

На порядок дешевле европейских аналогов ценится продукция китайских фабрик. Здесь следует быть предельно осторожным; нередки случаи замены стеклянных фрагментов пластиком и некачественной спайки элементов. Прежде чем сделать окончательный выбор, изучите фото лампы Тиффани (известные экземпляры часто украшают страницы интерьерных журналов) и обратитесь в профессиональный мебельный или антикварный салон, где Вас проконсультируют на предмет выявления подделок. Говорят, впрочем, что разница между запатентованным светильником и его имитацией становится видна при первом же включении.

Лампа Тиффани (7)

Лампа Тиффани в домашнем интерьере

Если Вы уже вдохновились волшебным мягким светом, который распространяют витражные светильники, и собираетесь приобрести настольную лампу или плафон для торшера в этом стиле, сомневаться не стоит, если интерьеры Вашего дома выдержаны в классическом духе. Подойдут в качестве фона для лампы Тиффани и родственные классике стили: ар-нуво, модерн. Яркие, нарядные люстры и плафоны, равно как и кухонные светильники, выполненные в витражной технике, незаменимы в апартаментах, где присутствуют элементы средиземноморского или марокканского стиля.

В первом случае будут уместны подвесные фонари с витражным остеклением, которые прекрасно гармонируют с грубой деревянной мебелью, керамической посудой и аксессуарами, со светлыми стенами и каменным плиточным полом. Для комнаты в марокканском стиле шоппинг-клуб WESTWING предлагает использовать сочетание из текстиля с характерным орнаментом (шторы, подушки, покрывала), светлого фона и декоративных светильников в форме шара или купола восточного храма.

Современный стиль в искусстве и интерьере, названный на родине изготовителя волшебных ламп в его честь, станет идеальным фоном для любого светильника Тиффани. Мебель в стиле модерн имеет плавные, округлые силуэты, в декоре и отделке помещений преобладают натуральные и дорогие материалы: дерево, мрамор, гранит, художественная ковка, керамика и стекло. Цветные витражи могут украшать не только светильники, но и оконные проемы, двери, экран перед камином.

Музой эпохи модерна была сама природа, подарившая художникам той поры неисчислимое количество сюжетов. Изображения цветов, растений, фруктов и насекомых, среди которых преобладали бабочки и стрекозы, пейзажи, выполненные в стилизованной манере, встречаются в витражных панно и картинах, в рисунке обоев. Освещение носит приглушенный и рассеянный характер; именно этого эффекта можно достичь при помощи абажуров, составленных из мельчайших кусочков цветного стекла.

Лампа Тиффани (6)

Лампа Тиффани, созданная своими руками из подручных материалов, сможет украсить детскую, где очень дорогие и антикварные предметы интерьера будут явно неуместны. Если Ваше чадо уже достаточно взрослое, привлеките его к творческому процессу, и Вам обоим будет, чем гордиться. Самый простой способ создания лампы в технике Тиффани – это роспись готового прозрачного абажура специальными красками для стекла. Контур и краски продаются в наборах, причем первый послужит для имитации витражных стыков (для правдоподобия их еще можно покрасить в медный или бронзовый цвет), а красками заполняются «стеклянные» промежутки.

Соорудить копию легендарной настольной лампы можно из двух пластиковых бутылок, металлического стержня и полимерной глины. Маленькая бутылка служит ножкой лампы, в нее продевается трубка с проводами, а сверху вся конструкция оборачивается полимерной глиной и окрашивается в бронзовый оттенок. На поверхность большой бутылки, обрезанной наполовину, наносят герметик, имитирующий швы. После высыхания герметик покрывают серебристым колером, а свободные участки – красками для стекла и керамики. На штангу крепится патрон для лампочки, сверху надевается абажур.

Лампа Тиффани, как и сама техника витражного мастерства, давно уже стала своеобразным символом эпохи модерна. Однако сто с лишним лет, прошедшие с момента изобретения, не мешают ей очаровывать зрителей яркими, переливчатыми красками прозрачных и матовых стеклышек, наполняя предчувствием чего-то волшебного и прекрасного.