Интервью с основателями арт-платформы Cube.Moscow Еленой Белоноговой и Надеждой Зиновской

Как полюбить современное искусство, стать коллекционером и изменить отношение к дизайну интерьера – в интервью с основателями арт-платформы Cube.Moscow Еленой Белоноговой и Надеждой Зиновской

Центр Москвы, отель The Ritz-Carlton, Moscow. Заходим внутрь и окунаемся в атмосферу классицизма XIX века. Сложно представить, что именно здесь на минус втором этаже расположилось новое арт-пространство Cube.Moscow, где под одной крышей соседствуют галереи современного искусства, проводятся лекции и покупаются арт-объекты. Мы встретились с его основателями Еленой Белоноговой и Надеждой Зиновской и узнали, как работает арт-платформа, чем отличаются русские покупатели от иностранцев, и почему нам всем пора пересмотреть свои взгляды на искусство.

О Cube.Moscow как о новом арт-пространстве

WW. С чего началась история Cube.Moscow?

Елена: С Надеждой нас связывает давнее знакомство, но полноценное сотрудничество случилось два года назад, когда мы встретились на выставке ее сестры, художника Ксении Кудриной. В то время я уже коллекционировала искусство, и, обратив внимание на работы Ксении, отправилась к Надежде, чтобы приобрести работы. Во время встречи за разговором мы пришли к тому, что можно попробовать сделать общий проект. С этого все и началось.

Надежда: В тот момент у нас с Леной просто пересеклись интересы, и в итоге все сложилось наилучшим образом.

WW. Что входит в ваше пространство?

Елена: Мы решили использовать модель sharing economy для арт-пространства – на достаточно большой площадке организовали пространство сразу для нескольких галерей. В настоящий момент здесь выставляются 10 постоянных резидентов, с которыми мы сотрудничаем уже практически год.

Плюс на площадке есть pop-up пространство, где с каждым проектом меняются не только выставки, но и галереи. Некоторые из них приходят к нам на месяц, другие – на два. Также у нас есть большое выставочное пространство, в котором мы проводим выставки совместно с институциями или реализуем свои кураторские проекты. Раз в год Cube предоставляет своим постоянным резидентам возможность проводить выставки в большом выставочном пространстве. У нас функционирует лекторий, где мы или наши внешние партнеры проводим образовательные программы. И, собственно, магазин сувениров, который также является галерей тиражного искусства.

«Тем, кто хочет начать коллекционирование, советуем обратить внимание на тиражное искусство»

WW. Что такое тиражное искусство?

Елена: Если коротко, то тиражное искусство представляет собой работы, выполненные не в единственном экземпляре, каждому экземпляру присваивается номер и каждая копия подписывается художником. Для тех, кто хочет начать коллекционирование, советуем обратить на него внимание. Покупая тиражное искусство можно приобрести работу художника с мировым именем за относительно небольшие деньги.

WW. В России тиражное искусство – новое явление?

Елена: Явление это не новое, но в России, к сожалению, низкая культура потребления искусства. У нас всегда был высокий интерес к музейному искусству, театрам, балету, но приобретение искусства для дома явление нечастое. Люди просто не разбираются, поэтому недооценивают, копии в России покупаются как раз часто, но это не авторский тираж, а картинки в Интернете тираж которых неограничен. Даже если смотреть на продажи в Cube.Moscow, то чаще покупают живопись, нежели тиражные работы. Тиражное искусство воспринимается в нашем сознании, как работы с меньшей ценностью.

Надежда: Все упирается в вопрос информирования. Если люди начнут интересоваться, то поймут, что тиражное искусство тоже ценно. Важно создать среду для такого интереса, этим, собственно, мы и занимаемся в Cube.Moscow.

WW. Сколько галерей может выставляться одновременно в вашем пространстве?

Надежда: Наше пространство легко трансформируется – у нас может проходить одна крупная выставка или сразу несколько небольших. Здесь с комфортом выставляются 12 галерей одновременно.

WW. Как вы выбираете участников?

Надежда: У нас есть система. К нам приходят с предложением сотрудничества, заранее высылают презентацию – с общей информацией о галерее, художниках, целями и планами на будущее. Безусловно, есть эксперты, с которыми мы советуемся выбирая участников. Плюс мы занимаемся исключительно современным искусством, что очень важно.

WW. Приобрести работы с ваших выставок может каждый?

Надежда: Каждый кто может себе это позволить интеллектуально, эмоционально и финансово. При этом у каждой галереи свой подход, но общее правило такое, что если идет выставка, то работу можно забрать только после того, как она закончится. Если же работу необходимо забрать срочно, галерея может пойти на уступки.

WW. Кто обычно приходит в Cube.Moscow?

Надежда: У нас собирается разный контингент, поскольку мы находимся в центре и вход в Cube свободный. Здесь вы встретите как студентов, так и международных коллекционеров.

Безусловно, галерея – это бизнес. Мы хотим, чтобы люди покупали искусство в Cube.Moscow, поэтому рады видеть у нас абсолютно разную публику. Кто-то совершает здесь первые покупки, кто-то уже подкован в вопросе современного искусства и смотрит на выставки с точки зрения коллекционера. Молодежи очень интересно посещать арт-пространство, и это замечательно, ведь они станут основой будущей лояльной аудиторией.

WW. Кого бы вы хотели чаще видеть в галерее?

Елена: Тех, кто искренне интересуется искусством, хочет его понять и найти в нем что-то свое уникальное. Многие сначала приходят на мероприятия в Cube.Moscow, а потом мы видим их снова, с интересом изучающих работы художников. Часто, именно, они переходят из разряда людей, которые смотрит на объекты искусства, к тем, кто их приобретает.

Надежда: Нам важен широкий охват. Чем больше людей узнает – тем больше останется с нами.

О коллекционировании искусства в России

WW. Как вы планируете прививать любовь к коллекционированию?

Елена: Привить любовь невозможно. Можно создать комфортную среду для знакомства с искусством. Cube как раз создает такую среду и обстоятельства, соединяет на площадке людей, которые заряжены любовью к искусству, а они заражают этой любовью других.

Наши гости могут не просто увидеть хорошие работы, но и узнать их историю, историю художников, которые эти работы создавали, такой путь ведет уже не просто к приобретению картины, а вещи наполненной смыслом. Мы всегда рекомендуем не стесняться и задавать вопросы галеристам, потому что это именно те люди, которые могут помочь понять, разъяснить и всегда интересно расскажут что-то новое.

России еще предстоит пережить рассвет коллекционирования современного искусства, и для того, чтобы это произошло трудится большое количество людей и институций, в том числе и мы видим одной из основных своих задач познакомить с современным искусством как можно больше людей, повысить к нему интерес.

Для привлечения людей мы проводим много выставок, каждый месяц в Cube проходят вернисажи, мы называем их арт уикендами, на них всегда приходят сотни людей, даже это говорит о том, что интерес к современному искусству есть. Следующий арт уикенд, например, будет посвящён предаукционной выставке, сам аукцион Cube проведет 12 декабря совместно с аукционным домом Vladey, на него придут как те, кто уже называет себя коллекционерами, так и те, кто только делает первые шаги в этом направлении. Такие мероприятия в том числе служат стимулом на пути к коллекционированию.

«Мы делаем очень много для современного искусства и современных художников»

WW. Нужно ли разбираться в искусстве, чтобы начать коллекционировать?

Елена: Как говорит один мой знакомый, в искусстве всегда есть 5-я нога – эмоция. Редко кто начинает коллекционировать рационально. Обычно приобретение работ начинается с эмоции, особенно первых. Я лично не знаю ни одного коллекционера, который бы сказал: «С сегодняшнего дня я начинаю планировать свою коллекцию».

На самом деле, многие коллекции строятся исходя из личных предпочтений. Люди просто покупают то, что им нравится. Потом, когда коллекция разрастается люди начинают ее упорядочивать и чистить, избавляются от лишнего и приобретают то, что ложится в общую линию. Так что начиная покупать искусство можно не разбираться в нем, но важно быть неравнодушным.

Надежда: Со временем возникает процесс познавания, приобретение работ становится осознанным. Чем глубже копаешь, и узнаешь, тем больше х

Елена: В какой-то момент ты перестаешь покупать работы исключительно эмоционально, только потому что тебе нравится художник или так или иная работа. Некоторые работы даже могут не нравиться, но представлять ценность для коллекции, но это уже другой уровень коллекционирования, можно сказать профессиональный. Но эмоции все равно всегда остаются.

Есть небольшое количество людей, которые сформировали коллекции, отвергая эмоции. Например, Ули Сигг (Прим.ред. – швейцарский бизнесмен и коллекционер, выступил патроном и ментором Cube). Он собирает работы современного китайского искусства с точки зрения отражения эпохи, а не опирается на свои предпочтения. Сейчас на базе его коллекции открывается музей М+ в Гонконге. Но даже в его доме я встречала работы которые абсолютно выбиваются из его коллекции и явно были приобретены эмоционально, например, картина Фернандо Ботеро, который не только не имеет ничего общего с современным китайским искусством, но и с Китаем в целом.

Надежда: Но даже Ули Сигг говорил, что начинал с эмоций, со страсти, а потом уже, когда стал значимым коллекционером, изменил подход. Однако это уже другая история.

WW. Значит, коллекционирование – это бизнес?

Елена: Есть разные коллекционеры. Одни только пополняют свои коллекции иногда избавляясь от лишнего, другие становятся успешными дилерами и постоянно покупают, и продают, оставляя для себя только лучшее. И та и другая форма коллекционирования имеет право на существование и прекрасно соседствуют друг с другом.

WW. Коллекционирование – это дорогое удовольствие, или оно доступно каждому?

Елена: Коллекционирование доступно как минимум многим. Необязательно коллекционировать первые имена и покупать работы, которые стоят миллионы. Можно начать с фотографии, тиражных работ или с работ хороших молодых художников, например, у одного из резидентов Cube галереи Azot сейчас проходит выставка молодых художников, где стоимость работ начинается от десяти тысяч рублей. А это очень хорошая галерея, она постоянно участвует в международных ярмарках, на которые нужно проходить серьезный отбор, а это говорит о том, что галерея работает только с хорошими художниками с высоким потенциалом, работы которых с большой вероятностью вырастут в цене.

Есть прецеденты когда люди собирали прекрасные коллекции вообще практически без денег, они дружили с художниками, получали работы в дар, обменивались ими…

WW. Зачем людям коллекционировать современное искусство?

Елена: Коллекционирование никогда не было и не станет массовым явлением. На самом деле, оно не всем нужно. Большинству потребителей, если можно так сказать, искусство нужно для создания атмосферы в доме, для закрытия пустых стен, если хотите. И эти люди, на самом деле, играют огромную роль для рынка искусства так как их много. И если удастся повысить общую культуру потребления искусства среди большинства, тогда станет хорошо всем, и самому большинству потому что у них в доме будут качественные объекты, которые с течением времени будут расти в цене, и галеристам, потому что у них будут покупать работы, и художникам, потому что и у галеристов появятся деньги на продвижение художников и у них самих появятся деньги не только на жизнь, но и на реализацию новых проектов. Так что это win win situation как говорят на западе.

Надежда: Стоит отличать коллекционера от покупателя искусства. Нельзя назвать человека коллекционером только из-за того, что он покупает произведения искусства в свой дом. Эти понятия часто путают. Коллекционирование – это гораздо больше, это уже новая грань осознания. Очень часто у коллекционера работы стоят пачками и не помещаются даже в собственном доме.

WW. А где проходит грань между покупателем искусств и коллекционером?

Надежда: Это вопрос к Елене, она уже «перешла» эту грань.

Елена: Вопрос хороший. Где проходит эта грань, ведь она очень тонкая (смеется). У меня не было изначальной идеи купить картину для украшения интерьера. Люди приносят «цветовое пятно» в дом, руководствуясь разными мотивами: кому-то нужно закрыть дырку в стене, кто-то хочет подчеркнуть свой статус, кто-то в будущем планирует продажу принесенного предмета, а кто-то испытывает страсть.

В какой-то момент в доме заканчиваются стены, а хорошие работы продолжают встречаться. Вот тут как раз и проходит та тонкая грань, когда ты принимаешь решение купить работу, потому что она тебе очень нравится. Это непростое решение, по ощущению оно похоже на приобретение первой работы, когда ты думаешь классная картина, но это же куча денег, хотя сумма, на самом деле, может быть и небольшой, просто у тебя на тот момент огромное количество альтернатив, на которые ты мог бы потратить эти деньги. Со временем количество альтернатив сокращается, а цены перестают казаться высокими, ты просто думаешь о том нужна тебе эта работа или нет.  Настоящий коллекционер, даже не имея денег, находит возможность приобрести хорошую работу: обменяет, возьмет в долг…

WW. С чего стоит начать коллекционирование?

Елена: Стоит начать ходить туда, где много хорошего искусства: в музеи, на выставки в галереи, на профильные ярмарки, ходите так много, сколько сможете, насмотренность имеет большое значение. Если вы задумываетесь о приобретении предметов искусства, но самостоятельно принять решение сложно, доверьтесь профессионалам, идите в галерею, разговаривайте с галеристами, не стесняйтесь, задавайте вопросы, они будут рады рассказать о своих художниках. Галеристы проделывают колоссальную работу отсматривая огромное количество работ и художников, они выбирают лучших, так что поверьте, для них важно делиться своими знаниями.

Надежда: Обязательно развивайте насмотренность. Формируйте свой вкус и никогда не останавливайтесь.

Интерьер и современное искусство: точки соприкосновения

WW. Многие не могут «понять» современное искусство. Как вы боретесь со стереотипами о нем и боретесь ли?

Елена: Борьба не очень подходящее слово. Всегда какое-то искусство было современным…

WW. Почему в России низкий уровень потребления искусства?

Елена:Вопрос непростой, и не думаю, что на него есть простой ответ, но мы пережили Советский Союз, где признавалась классика и на протяжении 70 лет насаждалась любовь к соцреализму, других стилей официально у нас не было. Не многие страны могут «похвастаться» таким длительным отрывом от остального мира. Мы были лишены возможности путешествовать, познавать мир, в том числе и искусство. Полностью отсутствовал рынок искусства художники не могли свободно продавать свои работы, это преследовалось законом. Потом наступили голодные девяностые, когда произошло резкое деление общества на классы, при этом средний класс практически отсутствовал, а бедные были в подавляющем большинстве, покупать искусство было просто некому, люди думали о том, как прокормиться. Поэтому сейчас у нас такая ситуация. Но русские быстро учатся, это наша национальная черта – мы уже сняли ковры со стен и скоро повесим на них произведения искусства.

Надежда: К нам в Cube.Moscow приходят постояльцы отеля The Ritz-Carlton, Moscow среди них много иностранцев. Вот они потребляют искусство очень легко. Это совсем другие люди, потому им проще купить современное искусство, они лучше себя знают и чувствуют. Недавно пришел американец за подарком жене на Рождество и начал перечислять пожелания к арт-объекту. Он пытался объяснить: «Абстракция, но, может быть, и пейзаж, импрессионизм, а может и экспрессионизм. Но картина должна быть умной, потому что моя жена очень умная». Это был такой кайф. Он долго искал. Сначала хотел много цвета, рассказывал мне про сочетание розового с зеленым, а потом выбрал черно-белую работу, потому что там линия похожа на его жену. Он ушел от нас счастливым с тремя работами.

«Мы уже сняли ковры со стен и скоро повесим произведения искусства»

Русский человек потребляет искусство спокойней, медленней, ему важен художник, его история. Нас часто в меньшей степени интересует цена, а в большей – биография автора. Один русский покупатель взял молодого художника, который прошел большой жизненный путь. Русскому нужна дополнительная ценность в работе, важен смысл.

WW. А кто может рассказать историю работы, которая и спровоцирует покупку?

Надежда: Галерист все расскажет и покажет. Это его работа –  он ездит к художнику, общается с ним и поддерживает его, он как проводник между автором и зрителем. Такие рассказы открывают очень много слоев за арт-объектом, позволяют увидеть жизнь, которая может пересекаться с твоей.

WW. Как совместить современное искусство с домашним интерьером?

Елена: Не вижу в этом большой проблемы, у меня дома до появления искусства был полностью готов интерьер.

Любой человек покупает арт-объект, исходя из собственного понимания прекрасного. Но я не советую исходить из того, как работа будет сочетаться с диваном. Постарайтесь увидеть ценность самой вещи. Если покупаете работу в галерее, то с высокой степенью вероятности вы приобретете произведение искусства, которым можно будет гордиться. Многие молодые художники, работы которых есть моей домашней коллекции, на момент покупки не имели статуса музейных, а сейчас их работы находятся в постоянной коллекции Третьяковской галереи. Покупайте искусство, а не цветовые пятна.

Нравится ли вам современное искусство?

Больше интересных историй читайте в рубрике интервью 

Перейти

Вам также будет интересно:

Владимир Дубосарский: современное искусство сегодня

Арт-обозреватель Ольга Серегина: «В искусстве не так важно понять, как почувствовать»

Интервью с руководителем ГУМ-Red-Line Игорем Казаковым

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение
Offline