Дизайн интерьера, любовь к работе и вдохновение: интервью с Еленой Спиридоновой

«Не знаю, как устроен мотор у болида, но я хороший гонщик!» — Елена Спиридонова, основательница Deluxe Home Creation и Copper&Tin о работе в сфере интерьерного дизайна, профессиональных вызовах и секретах мастерства

WW. Пожалуйста, расскажите, кто вы и чем занимаетесь.

В 2000 году я основала Deluxe Home Creation. В нее входят компания, которая помогает европейским брендам попасть в Россию и страны СНГ, а также интерьерный салон, в котором можно получить консультацию профессионального дизайнера и заказать предметы для декорирования дома – мебель, ткани, обои, ковры, свет, посуду.

С 2009 в компании появилась своя дизайн-студия, которую совсем недавно, в 2019, сделав ребрендинг, я вывела из состава компании Deluxe. Я пригласила партнера, и сейчас Copper&Tin — это отдельная самостоятельная компания, которая, несмотря на солидный опыт, делает только первые самостоятельные шаги.

«В момент, когда ты «на ковре», нет возможности уточнить что-то у специалиста, нужно отвечать на все вопросы самой»

Фото: проект Copper&Tin

WW. Ваш путь к профессии был тернистым: обучение по специальности, которая вам не подходит, эмоционально тяжелая работа с подрядчиками на стройке и так далее. Помогло ли все это в развитии в качестве дизайнера интерьеров?

Моя карьера началась в 1995 году. В это время у меня накопился «кое-какой» опыт, пока я занималась ремонтом в собственной квартире.  Результат моего труда и творчества произвел впечатление на одного знакомого бизнесмена, и он уговорил меня пойти к нему на работу, стать его представителем в вопросах покупки и последующего ремонта недвижимости.

Моя работа заключалась в том, что я давала задания архитекторам, донося до них пожелания заказчика, принимала работы от подрядчиков, отчитываясь перед заказчиком по результату. При этом я несла полную ответственность за стилистику, бюджет, качество отделки. Заказчик не хотел и не мог отвлекаться на стройку, поэтому, если по ходу строительства возникали сложности, необходимо было сразу озвучивать варианты решения проблемы с комментариями по каждому из них. В общем, все как обычно, — с нуля и под ключ.

Человеческий фактор, безответственность, просчеты и халатность поставщиков – все нужно было учитывать. В момент, когда ты «на ковре», нет возможности уточнить что-то у специалиста, нужно отвечать на все вопросы самой. Вы понимаете: мне пришлось серьезно работать, вникать в детали и процессы. Для меня это стало ежедневным обучением по всем вопросам, во всех областях: дизайн, архитектура, тайм-менеджмент, финансовая отчетность и даже юридические нюансы.

Я была на двух сторонах: и заказчиком, и исполнителем. В итоге я стала хорошим универсальным специалистом в области строительства. Этот колоссальный опыт и вылился в создание собственной компании.

«Не знаю, как устроен мотор у болида, но я хороший гонщик!»

Фото: проект Copper&Tin

WW. У вас нет образования в сфере дизайна интерьеров. Расскажите, доводилось ли вам из-за этого сталкиваться с предубеждениями? Не было ли желания пройти профильные курсы?

Такое желание было. Я бы очень хотела отучиться в лондонском St. Martins, но я не помню ни одного дня, чтобы я не работала допоздна. Просто катастрофически не хватает времени. Еще и муж, и двое детей — выходных не бывает. Кто знает, может, у меня еще будет шанс.

Возвращаясь к первой части вашего вопроса, отвечу, что нет, я не сталкивалась с предубеждениями, связанными с моим образованием. С первых минут встречи мне удается «произвести впечатление».

Если без шуток, то в вопросах истории искусства я, конечно, могу «буксовать», но сейчас можно незамедлительно изучить вопрос на просторах Интернета. А вот мой опыт работы «в поле» зачастую дает мне преимущество перед теми, кто получил академическое образование и не прошел такую же практику, как я. Кроме того, всегда рядом ребята-профессионалы из моей команды. Нам удается решать любые поставленные задачи.

Фото: личный архив Елены Спиридоновой

WW. Сейчас модно быть самобытным. Как вы считаете, то, что вы самородок, — часть вашего имиджа?

Нет, это не часть моего имиджа. Пока вы не спросили, я вообще об этом не задумывалась. У меня хороший вкус, я прекрасно ориентируюсь в чертежах, — и это радует.

Конечно, мне помогают и другие мои природные качества, но не факт, что это плюс. Да, я умею выкладываться на все 100, но считаю, что уже могла бы давать себе выходные.  Я очень трудолюбива, но это точно не комплимент. Я внимательна к мелочам, но уже готова принять, что мир не идеален. Я перфекционист, но это же диагноз! От этого страдаю сама и все вокруг. Люблю все самое лучшее, но это очень дорого! Все эти противоречия, как показала практика, благоприятны для того рода деятельности, которым я занимаюсь.

Самобытность — это когда образования нет, при этом ты хорошо делаешь свою работу? В моем случае, помимо матушки природы, мне помогли еще и много лет интенсивной ежедневной работы. Могу сказать так: я не знаю, как устроен мотор у болида, но я хороший гонщик!

«Мне хочется понять, как и в каком свете они видят то, что вижу я»

WW. Есть ли дизайнеры, которые вас вдохновляют?

Альберто Пинто был моим кумиром, из более ранних — Анджело Донгия. Сегодня мой гений – это Пьер Йованович. Из российских мне очень нравятся работы Ираклия Зария.

Вы не подумайте, что другие, по моему мнению, хуже. Дело исключительно в личном вкусе. Я хочу у них учиться, хочу с ними общаться, дискутировать и делиться впечатлениями обо всем: о моде, современном искусстве, последних постановках в театре, обсуждать новых звезд в гастрономии. Мне хочется понять, как и в каком свете они видят то, что вижу я.

Фото: проект Copper&Tin

WW.  Пользовались когда-нибудь советом «Кради как художник»?

Единожды мы делали проект полностью из реплик работ Альберто Пинто. Мне посчастливилось общаться с ним до того, как он ушел. Это были незабываемые встречи. Мне хотелось почувствовать, пощупать все, что он создавал.

Великие дизайнеры — это гении, их работы мы изучаем, разбираем на мелкие детали, учимся, лучшие идеи и приемы кладем в «копилку».

В своих проектах мы иногда используем приемы, которые подсмотрели у мировых дизайнеров. Это как использовать фразу великого поэта в речи. Но мы ни в коем случае не приписываем себе их авторство. Мы обращаем внимание заказчика, что это фрагмент из проекта известного архитектора, отмечаем это в тексте или на фотографиях.

И все-таки, поверьте, даже вооружившись всеми картинками мира, не удастся создать хороший проект, если вы не понимаете, как и где можно применить чужие приемы, если у вас нет таланта и хорошего вкуса.

WW. Если бы вы анализировали свои работы со стороны, как бы охарактеризовали свой профессиональный почерк? Что выгодно выделяет ваши проекты из общей массы?

Тут нужно уточнить, что вы имеете ввиду под словом «выгодно».

Многие продают только «обложку». Я уверена, что у нас и обложка, и содержание на высшем уровне.

У нас высокий уровень детализации на всех стадиях проекта. Мы предлагаем только лучшие отделки от производителей с мировым именем. Каждый сантиметр мы делаем полезным, находим для вещей свое продуманное место.

Я сама люблю и ценю хороший уровень обслуживания, у меня большой потребительский опыт. Считаю, все должно быть красиво, удобно, практично, качественно в равной степени. Я могу гордиться каждым из наших проектов, потому что они соответствуют даже моей высокой планке ожиданий.

Фото: личный архив Елены Спиридоновой

WW.  Дизайнеры, как правило, воспринимают мир визуально. Понятно, что переезд из провинции в мегаполис был тяжелым. Но интересует другое — быстро ли удалось привыкнуть к контрастной архитектуре мегаполиса, более современным и ярким дизайнерским решениям в кафе, салонах, студиях?

Я уже совсем не помню, какая жизнь в провинции. В 1993 году я уехала из Оренбурга в Санкт Петербург, где прожила 10 лет. Затем — 8 лет в Москве, последние 8 лет в Лондоне. Хотя, правильнее сказать, что последние 8 лет я живу между Лондоном, Москвой и Монте-Карло.

Говоря об общественных заведениях, я никогда не выделяю буквально дизайн. Дизайнер должен создать атмосферу, соответствующую назначению: клуб, ресторан, кафе, салон красоты. Я сужу об успехе заведения по количеству гостей, постоянных клиентов. Если слышу гул голосов, значит, вся команда — дизайнеры в том числе — сделали свою работу великолепно. Если получается что-то яркое, новое, современное и, в то же время, талантливо, изысканно и по теме исполненное, то это прекрасно!

WW.  Чем больше город, тем ярче надо быть. Не изматывает ли работа в мегаполисе?

Мне нравится жить в больших городах. Здесь высокая скорость жизни, она и является источником энергии. Мегаполис ночью сверкает огнями, можно общаться, наряжаться и веселиться. Ночные огни, люди, события вокруг становятся источником вдохновения.

Днем все пережитые эмоции ложатся в творческие идеи, обретают содержание, форму и краски. Когда отдыхаешь, становится очевидно, как должно выглядеть твое произведение.

Фото: проект Copper&Tin

WW.  Вам больше нравится работать над проектами частных или общественных пространств?

Я никогда не работала над общественными пространствами. Было несколько проектов, в которых мы выступали посредниками, но это не в счет.

Работа над общественными пространствами, думаю, сложнее, чем работа над частными интерьерами. Тут другие объемы, ценности,  технические задания, да и по-другому распределяется бюджет.

Если нам предложат подобный проект, мы, конечно возьмемся, будем счастливы и будем очень стараться.

Сейчас могу вам сказать, что для нас работа над общественным интерьером интересна, а вот понравится она или нет, — смогу ответить позже.

WW.  Могли бы вы заниматься чем-то еще, не только дизайном интерьера?

Как мы обсуждали выше, у меня много направлений в интерьерном бизнесе. Мне очень повезло в жизни: я занимаюсь любимым делом, вокруг меня единомышленники.

А вообще, если я захочу сменить сферу, то, думаю, это будет связано с миром моды. По крайней мере, я получала подобные предложения.

«А вместе мы – бронза»

Фото: проект Copper&Tin

WW.  Кто входит в команду Copper&Tin?

Это старый сложившийся коллектив. Название — сплав двух металлов. Медь —  это я, у меня рыжие волосы и красная помада, а олово – мой партер Роман, он сам себя назвал оловянным солдатиком. Так и есть, Роман успевает на всех фронтах, все умеет. Он незаменим. А вместе мы – бронза.

WW.  Расскажите, на чем специализируется Copper&Tin? 

Делаем проекты для клиентов и пространства, в которые инвестируем самостоятельно: покупаем, полностью перестраиваем, обставляем и продаем. Это часть нашего бизнеса.

Сопровождаем проекты иностранных дизайнеров на территории России. Мы со многими знакомы, и, если у них появляется заказчик из России, они предпочитают коммуникацию через нас, а также доверяют нам согласование в органах, проверку чертежей, ведение переписки от имени клиентов и так далее.

Также мы проектируем и производим bespoke-мебель (прим. ред. — от англ. «be spoken», «заранее оговоренный» — подготовка мебели по индивидуальному заказу) непосредственно для наших проектов. Самые удачные модели продаем в розницу. Этому направлению мы собираемся уделить больше внимания.

Фото: проект Copper&Tin

WW.  Как вы ищете новых специалистов для работы в компании? Сложно ли найти толкового дизайнера или архитектора?

Сложно. Ищем через известные рекрутинговые агентства.

У нас в коллективе есть разделение по зонам ответственности, по типу работ. Для чертежей и 3D-проектирования нужны ребята одного характера, для ведения строительных процессов — другого.

Я четко понимаю, какого специалиста должна найти. Изучаю работы ребят, оцениваю их любопытство, знания, амбиции. Смотрю, на каких дизайнеров претендент подписан в сетях. Если все нам подходит, вкусы и философия совпадают, то даем шанс.

Фото: личный архив Елены Спиридоновой

WW. В современном мире дизайнер непременно должен существовать на стыке множества дисциплин. История, мода, архитектура — без знаний из разных сфер жизни создать хороший и современный интерьер очень сложно. Так ли это? Какой бэкграунд помогает вам лично?

Нужно быть в курсе последних трендов.

Нужно говорить с заказчиком на его языке, поддерживать разговор о новых направлениях в туризме, немного болтать о модных ресторанах и о последних коллекциях в Chanel, знать, что было самым интересным на выставках в Базеле, или Венеции, или Tefaf.

Уровень вовлеченности в разные сферы жизни помогает задавать в общении с клиентом определенную правильную планку.

Создавая проекты, нужно располагать знаниями в области истории и стиля — это наверняка. Еще лучше, как у меня, в случае необходимости иметь возможность позвонить суперспециалисту, чья страсть — история дизайна и архитектуры, а также, например, коллекционирование мейсоновского фарфора.

«Профессионал должен уметь говорить нет»

WW.  По вашему мнению, какими знаниями и навыками должен обладать хороший специалист?

Помимо своих прямых профессиональных знаний, хороший специалист умеет выяснять у клиента, каким он видит свой идеальный дом. Не удивляйтесь, чаще говорят о мебели, цвете стен… Мы задаем вопросы об образе жизни. Стараемся понять, что важно для заказчика, а что вторично. Пытаемся понять, любит он полумрак или ярко освященное пространство — и так деталь за деталью.

Специалист должен уметь эффективно распределять свое время, планировать рабочие процессы. Должен быть очень пунктуальным, двигаться по обговоренному графику и, в случае изменений, писать об этом и назначить новый срок для отчета. Должен четко объяснить, как продвигается работа.

Заканчивая встречу, всегда должен проговорить, какой следующий шаг. Ждет ли он что-то от клиента, или клиент ждет чего-то от нас. Даже напоминания должны быть согласованы.

Нужно понять, через какие ассоциации клиенту проще понять, о чем вы. Например, «это как Rolls-Royce в мире автомобилей» или «это как кутюр в мире моды». И дальше руководствоваться ассоциативным рядом, удобным для клиента.

Профессионал должен уметь говорить нет.

«Последовательная работа, если знаешь, что делаешь ее хорошо, так успокаивает. Будто тиканье часов — так уютно и хорошо»

Фото: проект Copper&Tin

WW. Расскажите про то, чем занимаются начинающие дизайнеры? Сразу же ищут заказчиков и пытаются создать полноценный проект?

Я не знаю, но думаю, чтобы получить заказ от клиента нужно заручиться его доверием. Если у дизайнера нет портфолио готовых работ, заказчика трудно убедить: он должен быть уверен в том, куда собирается потратить деньги.

Я думаю, молодым дизайнерам лучше начать карьеру в  компании, которая уже пользуется хорошей репутацией на рынке. Чтобы попасть в подобную компанию, конечно же, нужно иметь определенный багаж знаний, выделяться среди других претендентов.

WW.  К чему нужно быть готовым, если хочешь работать с интерьерами? Рутина в работе дизайнера — какая она?

Рутина дизайнера – это кропотливый труд чертежника. Все мелкие детали важны, нужно наносить размер за размером, проверять связь между ними. Приведу пример.

Если дизайнер ответственный, то после подбора сантехники он заменит в чертежах условный смеситель на конкретный. Теперь он сможет выделить достаточно места на столешнице, чтобы было удобно открывать краны. Проверит, куда именно попадет струя воды. В конечном итоге, — будет ваше утро добрым или нет. И так шаг за шагом.

Ручки шкафов, открывание дверей стиральной и сушильной машины — на чертежах мы проверяем все путем «пользования». Зачастую физически создаем объемы из подручных материалов. Ложимся на «кровать», сооруженную из листов гипсокартона, сидим на коробках, проверяя расстояние между унитазом и биде. Вот такая жизнь проектировщика.

Вы знаете, я люблю рутину. Не стоит этого бояться, даже наоборот. Последовательная работа, если знаешь, что делаешь ее хорошо, так успокаивает. Будто тиканье часов — так уютно и хорошо.

WW.  Над чем вы сейчас работаете?

Мы сейчас работаем во Франции со своими постоянными заказчиками: они полгода назад приобрели там дом. Делаем квартиру в Москве для другой нашей старой заказчицы.

Квартира в центре только что закончена и ожидает свою съемку, а мы работаем над деталями и акцентами.

Квартира на Патриарших на самом начальном этапе — работаем над концептуальной идеей.

Также получаем постоянные текущие запросы от старых заказчиков, – рефреш, дозаказ каких-то предметов мебели, чаще связанные с изменениями в семье.

Помимо этого, очень много времени занимают два личных проекта в Лондоне и один проект в Москве. Тут я сама заказчик. Проекты для меня делает Pierre Yovanovitch. Сейчас он один из самых популярных декораторов. Как обычно, я не могла отказать себе в возможности ближе познакомиться со своим кумиром. Вся коммуникация и сопровождение проекта ведется через нашу студию, а конкретнее — через Романа Андрусенко, нашего директора.

Фото: личный архив Елены Спиридоновой

WW. Рекомендации для начинающих дизайнеров: книги, фильмы, журналы. 

• Andrew Martin design awards, ежегодный сборник 100 лучших дизайнеров года. На данный момент сборников уже 23. В каждом публикуются проекты дизайнеров из разных стран. По Andrew Martin design awards можно понять, какой стиль вам ближе

• Очень хорошая подборка книг о дизайне и архитектуре у издательства RIZZOLI. Книжный магазин Rizzoli открылся на Пятой авеню в Нью-Йорке в 1964 году, а с 1974 начал издавать книги, посвященные моде, дизайну, кулинарии, искусству, архитектуре и фотографии. Высокий стандарт задан качеством печати и уникальностью содержимого — в них часто попадают ранее не публиковавшиеся статьи, рисунки, фотографии, при этом дизайнеры и бренды лично принимают участие в создании книг.

• Книги издательства Betta-Plus, A&D Series. Тематические выпуски, посвященные различным типам помещений: ванные, кухни, гостиные, загородные дома или городская архитектура.

Фильмы со впечатляющими интерьерами и стилем:

Сериал «Империя»

 Великий Гэтсби

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II

Сен-Лоран. Стиль – это я

Как украсить дом к Новому году? Показывает Copper&Tin

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение
Offline