Проект «Ужин дома»: о любви к еде и к людям

Елена Чазова, основатель и бренд-шеф кулинарного сервиса «Ужин Дома», не боится трудностей. Семейный бизнес, построенный на чистом энтузиазме без миллионных вложений, создан с душой и большой заботой о людях. Мы разузнали у Елены, как создавался проект

Westwing: Елена, мы были приятно удивлены, узнав, что вы филолог и работа с текстами — ваше большое увлечение. Но вы сейчас не в шумной редакции, а «с головой» в кулинарной теме. Как так вышло?

Елена Чазова: Если честно, я не могу сказать, что «с головой» в этой теме. Кулинария — не единственное мое увлечение. Разнообразие интересов и побудило меня открыть бизнес. Расскажу предысторию. Когда я искала работу, параллельно много готовила. Хотела работать с текстами — редактором или копирайтером, но в тайне мечтала о том, как было бы здорово объединить все мои увлечения воедино.

Когда я узнала о сервисах доставки продуктов и ингредиентов — пришла в восторг. Это настоящее спасение для тех, кто каждый вечер думает, что приготовить на ужин. А для меня это еще и 100% реализация всех возможностей. Несмотря на отсутствие опыта и множество вопросов мы начали этот волнительный кулинарный эксперимент.

Вообще про мою работу можно сказать, что я «с головой» в шумной редакции. Потому что мы постоянно работаем над текстами. Под моим руководством находится отдел маркетинга, в котором пять сотрудников. Вместе мы разрабатываем контентный план для социальных сетей, пишем статьи, создаем вкусные фотографии. По сути, мы живем как еженедельное издание. Со своими, уже любимыми, аудиторией, рубриками и дедлайнами.

 Вы с детства любили готовить? Чем удивляли своих близких?

Я удивляла упрямством. Мне было лет 7 и я решила приготовить омлет, вооружившись рецептом из детской книжки. Мама сразу нашла ошибку. Столовая ложка соли в рецепте. Но я сказала, что книга не может врать. И сделала все по инструкции. Омлет я ела гордо и самозабвенно, как самое вкусное блюдо на свете. Все смеялись. А для меня стало уроком — в книгах тоже бывают ошибки. Особенно в кулинарных.

Расскажите о старинных рецептах, которые перешли вам «по наследству» от мамы и бабушки. Готовите ли вы по ним сейчас?

У моей мамы было несколько хороших рецептов выпечки, и я их повторяю дома. Правда, с небольшими изменениями. Например, готовлю шарлотку. Но я думаю, каждая хозяйка в случае с этим десертом следует рецепту своей мамы. И не изобретает ничего нового.

 

Совсем старинных рецептов у нас в семье нет. Но есть рецепт от мамы моего мужа, который к ней тоже перешел по наследству. Это заварные блинчики. Готовлю их для семьи только по привычному рецепту и даже не пробую другие.

Помните момент, когда вы всерьез решили развиваться в food-направлении и стать предпринимателем? Что было главным импульсом к действию?

Главным импульсом к действию было отсутствие работы. А без работы я сидеть не могу. К сожалению, на тот момент — а сейчас уже к счастью — мне не удавалось найти подходящего места и коллектива, где я могла применить все свои способности. Так я открыла свой проект.

Сейчас пытаюсь осмыслить, как это произошло и как получилось. До конца не осознаю, все как в тумане. Помню только, что было трудно. Было неизвестно, что впереди. Мы не ожидали такого успеха. Поэтому я не могу дать какой-то рецепт к действию.

Но сейчас я могу сказать, что импульс к началу любого дела для меня — это желание достичь качественного результата. Я не приемлю полумеры. Я знаю, что если я хочу, чтобы получилось классно, то нужно делать все самостоятельно. Либо собрать свою команду профессионалов. Это точно принесет удовольствие мне и пользу клиентам.

Кулинарному сервису «Ужин Дома» уже три года. Расскажите немного о первых шагах — все делали сами?

Абсолютно все мы делали сами. Со дня появления идеи. Скажу больше — первые несколько месяцев в нашей команде не было никого кроме меня и моего мужа. Работали сообща, разделив обязанности.

До старта проекта я разрабатывала название, стилистику сервиса, дизайн сайта, работала над логотипом,текстами и соцсетями. Никита, мой муж, занимался решением всех производственных вопросов: где мы будем собирать наборы, где будем закупать продукты. Решал все юридические и логистические вопросы, прописывал стратегию компании.На подготовку к открытию у нас ушло несколько месяцев. О старте нашего проекта я объявила в своем Инстаграме — он тоже был частью маркетингового плана. Это было 17 июля 2014 года.

Многие люди задают вопросы бизнес-коучам и состоявшимся предпринимателям, как найти мотивацию, не лениться, не срывать сроки. У меня нет ответов на эти вопросы. Мы поставили себе сроки и не срывали их.

Первое время работали в экспериментальном режиме. Самостоятельно доставляли заказы и общались с клиентами. Это было осознанное решение, а не вопрос экономии средств. Нам хотелось понять для кого мы работаем, с кем сотрудничаем. И когда к нам придут первые сотрудники, мы могли научить их и имели авторитетное мнение в решении спорных вопросов.

Мы стремились не отставать от конкурентов даже в том, что было нам не по силам — не по бюджету или сложно из-за нехватки времени. Например, мы не могли ввести дополнительное меню, потому что физически не успевала взяться за него. Придумывала рецепты, готовила блюда, фотографировала, составляла техкарты, презентовала меню в социальных сетях, консультировала клиентов. Мы работали по ночам, не думая о том, как бы скинуть с себя эти обязательства.

Что касается поддержки, то мы до сих пор не привлекали никаких инвесторов и построили бизнес на собственных вложениях. Они были скромными — 50 тысяч рублей. Эта сумма, которую нам удалось накопить за несколько месяцев, когда мой муж работал в офисе. И первые полгода нашей компании он продолжал работать по найму. На первых порах у нас не хватало денег даже на печать логотипов на пакетах. Я вырезала трафарет и с помощью баллончика с краской мы вручную наносили логотип на каждый пакет.

Что было самым сложным?

Так как наш бизнес семейный, поначалу было сложно разделять обязанности. Иногда это вызывало споры и путаницу. С ростом компании и формированием отделов, картина прояснилась. Муж исполняет функции генерального директора. Моя специализация — меню, маркетинг и работа с клиентами. Вопросы часто пересекаются и все ответственные решения мы принимаем вместе.

Самое сложное в моей работе — учитывать вкусы большинства людей. Я стараюсь составить такое меню, чтобы всем клиентам оно понравилось. Сейчас у нас 3 вида меню: сытные и легкие ужины, завтраки и десерт. То есть, придумываю по 16 новых рецептов в неделю.

Сейчас вы в пятерке лидеров среди конкурентных food-сервисов. Как вы считаете, почему люди выбирают вас?

Люди выбирают нас по отзывам. В первую очередь, по отзывам в Instagram. Мы всегда призываем писать честно о своих впечатлениях от сервиса: о качестве продуктов, о сложности рецептов. Понравилось блюдо или нет. Если случаются какие-то недочеты — огурцы «погибли» в дороге или десерт получился не как с картинки — мы и об этом просим писать. Отзывы получаются  искренними и вызывают доверие у новичков.

Кроме того, мы не просто продаем наши наборы через Instagram. Мы создаем уникальное сообщество по интересам. Активный кулинарный клуб, где каждый может найти что-то для себя: новые рецепты или почитать, что пишут другие. А главное, задать вопрос и получить ответ. Качественная и быстрая обратная связь тоже формирует доверие будущих и настоящих клиентов. Они могут быть уверены не только в качестве набора, но и в гарантированной поддержке с нашей стороны.

И у меня есть еще один ответ на этот вопрос, который нельзя назвать объективным. Его нельзя точно измерить, найти прочные доказательства. Но когда мы спрашиваем раз в сезон наших клиентов «Почему вы выбираете нас?», ответ, как правило, всегда один — потому что у вашего сервиса есть душа. Мы сами поняли этот феномен совсем недавно. Все дело в том, что нам удалось без знаний и опыта создать такой сервис. Он притягивает хороших людей, потому что создан по любви. Любви между мной и моим мужем. Это семейный проект. Мы делали его друг для друга. Для таких же семей как мы.

Кулинарные проекты такого формата есть и за рубежом. Есть ли принципиальные отличия?

Да, например, другая концепция сборки набора. В России впервые начали раскладывать ингредиенты по дням недели. За рубежом ингредиенты отправляют в одной коробке, в хаотичном порядке. Хотя есть проекты, которые тоже дошли до такого формата. Я не знаю, обращались ли к российскому опыту или дошли до этого самостоятельно, но в у нас актуален именно такой формат. В Швеции лидер среди кулинарных сервисов просто отправляет продукты в полном объеме и советует, куда потом применить остатки — все! Но при этом он очень популярен среди шведских семей.

Еще в США и Европе наборы доставляются крупными курьерскими службами, вроде DHL. То есть фактически почтой. Набор могут оставить на пороге дома, и он там пролежит целый день, в ожидании своего хозяина. В нашем сервисе мы доставляем набор лично в руки клиенту. У нас есть свой штат курьеров. Они проходят строгий отбор, и не только привозят набор клиенту, но и могут ответить на вопросы о сервисе и о заказе.

Раз уж мы заговорили о странах, вы любите путешествовать?

Я очень люблю путешествовать. Это бесконечный источник вдохновения для меня. Путешествия дарят мне силы. В пути я лучше работаю. Больше пишу, свободнее мыслю и много успеваю.

Я нахожу новые интересные гастрономические сочетания. Смотрю на людей, на их культуру. Благодаря этому у меня появляются новые идеи. Сейчас мне больше всего интересны путешествия по Европе. Я хочу понять европейскую культуру и изучить классическую кулинарную школу. Следующий мой интерес — США. Я думаю  поехать туда надолго — кажется, пары недель не хватит, чтобы узнать эту страну. На последнем месте в моем списке — Азия. Только из-за того, что я уже была там в студенчестве.  Моя страна-фаворит — Таиланд.  Но я перевернула эту страницу и вернусь к ней чуть позже.

Кухня какой страны вам нравится больше всего?

Чем больше я путешествую, тем больше убеждаюсь в том, что нельзя охарактеризовать одну страну каким-либо единым направлением в гастрономической культуре. Италия, например, такая разная. На севере страны едят одни продукты, на юге совершенно другие. Если вы придете на рынок в Сицилии и попросите у продавца лимоны, он недоуменно посмотрит на вас и спросит: «Что? Какие лимоны?». «Да вот эти”, – скажете вы. “А, это не лимоны, это оттуда”, – ответит вам продавец и махнет рукой в неопределенную сторону. Он даже лимоны, выращенные там, за лимоны не считает.

Я преклоняюсь перед итальянской кухней. Перед ее многоликостью, перед итальянским умением использовать сезонные ингредиенты. И перед совершенной пастой! Невозможно устоять. Ты готов уже треснуть и лопнуть по швам, но продолжаешь наматывать спагетти на вилку. Итальянскую кухню я ем чаще всего — ресторане и дома. Эта кухня мне близка.

Французская кухня по-своему прекрасна. Она идеально сбалансирована: во вкусе, в ингредиентах, в объеме порций. После ужина во французском ресторане уходишь удовлетворенным и счастливым. Повторить такое дома не просто. Да и  не нужно — высокой кухней лучше наслаждаться в ресторане с хорошей атмосферой и сервисом.

Но моя любимая  — грузинская. Мне нравятся специи, интересные сочетания. Люблю остроту, но не азиатскую, а восточную. Грузинская кухня привлекает меня обилием овощей, которые в обязательном порядке подают как на ужин, так и на завтрак. Чем, кстати, не могут похвастаться европейские страны. Ни во Франции, ни в Италии не принято есть овощи в свежем виде. Для итальянцев салат — это листья романо, заправленные оливковым маслом и уксусом. И ничего более.

В грузинской кухне, помимо того, что много овощей, не обязательно мясо каждый день. Хотя грузины многим представляются как люди, которые каждый день едят шашлык. Брутальные, серьезные мужчины. Возможно где-то так и есть, но я увидела другую картину, когда была там. Там любят лобио из фасоли, пхали из шпината, лаваш, каши, сыр. Все, что дает нам природа идет на стол. Но если говорить о мясе, то грузинская кухня тоже идеальный выбор для меня. Я люблю баранину, цыпленка тапака, хинкали с сочным бульоном внутри.

И в завершении, поделитесь с читателями, какое блюдо стоит заказать первым, прилетев в эту страну?

Прилетев в Грузию, первым делом заказывайте лобио. Вы даже не представляете, на что способна фасоль, запеченная в глиняном горшочке. В специальной каменной печи с миксом грузинских специй.

Блиц

  1. На завтрак я чаще всего готовлю скрэмбл
  2. В моем холодильнике всегда есть яйца и сыр
  3. Больше всего я не люблю вкус соленой и сырой рыбы. И иногда мне не нравится послевкусие молока.
  4. Чтобы научиться готовить, нужно узнать базовые сочетания продуктов и техники приготовления
  5. Блюдо в меню ресторана, рецепт которого я мечтаю узнать. Такого блюда нет. Блюда, которые поражают меня до глубины души, обычно из сложных сочетаний. И я не пытаюсь их повторить дома. Пусть остаются загадкой для того, чтобы приходить именно в этот ресторан с друзьями и советовать им это блюдо.
  6. Самое экзотичное, что я когда-либо пробовала, это грузинское блюдо «кучмачи». Это жареные потроха в специях, с томатами, с травами. Это невыносимо жирно и звучит жутко. Но очень вкусно.
  7. Мой идеальный день начинается со стакана апельсинового сока и круассана с джемом. А заканчивается бокалом вина и хрустящим хлебом с оливковым маслом, сыром и фруктами.

У Вас уже есть приложение?

В приложение
В приложение
Offline